Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот», прокомментировал:
«В 2016 году Группа «Аэрофлот» показала значительное улучшение финансовых результатов по МСФО. Основными факторами стали рост и развитие бизнеса, нетто-положительный курсовой эффект на выручку и затраты при строгом контроле над операционными расходами, который возможен благодаря высокому уровню цифровизации всех бизнес-процессов, а также эффект операционного рычага, связанный с увеличением занятости пассажирских кресел.
Выручка Группы «Аэрофлот» выросла на 19,4% и составила 495,9 млрд руб. Данный рост был обеспечен увеличением объема перевозок и положительным курсовым эффектом на номинированную в иностранной валюте выручку. Пассажиропоток Группы за год увеличился на 10,3% до 43,4 млн пассажиров в результате сохраняющегося высокого спроса на внутренние перелеты, а также благодаря запуску новых международных направлений и увеличению частоты полетов на фоне постепенного восстановления спроса в международном сегменте. Помимо регулярных пассажирских перевозок, которые дополнительно принесли Группе 60,3 млрд руб., в отчетном периоде в сравнении с предыдущим годом возобновился рост в чартерном сегменте в связи с запуском соответствующей программы. В результате, доходы сегмента увеличились на 11,5 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом. Поступление дальнемагистральных судов в парк Группы позволило также нарастить выручку от грузовых перевозок на 3,0 млрд руб.
В результате действия валютного фактора нетто-положительный эффект на операционную прибыль составил 14 млрд руб., что стало возможным благодаря эффективному управлению доходами и строгому контролю операционных расходов. В четвертом квартале происходило укрепление российского рубля по отношению к иностранным валютам, что стало дополнительным фактором для динамики операционных расходов.
Положительное влияние на рентабельность также связано с эффектом операционного рычага - ростом занятости пассажирских кресел по Группе «Аэрофлот» на 3,2 п.п. до 81,5%, что позволило Группе получить дополнительную выручку, не увеличивая постоянные издержки.
В результате действия данных факторов операционная прибыль за 12 месяцев 2016 года выросла на 43,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 63,3 млрд руб. Показатель EBITDA увеличился на 32,9% до 78,0 млрд руб. при росте рентабельности EBITDA на 1,6 п.п. до 15,7%. Чистая прибыль за отчетный период составила 38,8 млрд руб.
В минувшем году нам удалось достичь значительного прогресса, как операционного, так и финансового, на пути к достижению долгосрочных стратегических целей Группы. Ускорение роста операционных показателей в четвертом квартале 2016 года на фоне наметившегося улучшения макроэкономической ситуации позволяет нам с оптимизмом смотреть на 2017 год и перспективы развития Группы».
Основные производственные показатели
Показатель | 2016 г. | 2015 г. | Изменение |
Пассажиропоток, тыс. чел. | 43 440 | 39 393 | 10,3% |
- международные перевозки | 18 289 | 16 028 | 14,1% |
- внутренние перевозки | 25 152 | 23 365 | 7,6% |
Пассажирооборот, млн пкм | 112 110 | 97 636 | 14,8% |
- международные перевозки | 63 432 | 52 953 | 19,8% |
- внутренние перевозки | 48 678 | 44 684 | 8,9% |
Предельный пассажирооборот, млн ккм | 137 642 | 124 741 | 10,3% |
- международные перевозки | 79 322 | 68 490 | 15,8% |
- внутренние перевозки | 58 320 | 56 252 | 3,7% |
Занятость кресел, % | 81,5% | 78,3% | 3,2 п.п. |
- международные перевозки | 80,0% | 77,3% | 2,7 п.п. |
- внутренние перевозки | 83,5% | 79,4% | 4,1 п.п. |
За 2016 год Группа «Аэрофлот» перевезла 43,4 млн пассажиров, что на 10,3% превышает результат прошлого года.
Основные финансовые показатели
Млн руб., если не указано иное | 2016 г. | 2015 г. | Изменение |
Выручка | 495 880 | 415 173 | 19,4% |
EBITDAR [1] | 137 567 | 103 118 | 33,4% |
Рентабельность EBITDAR | 27,7% | 24,8% | 2,9 п.п. |
EBITDA 1 | 78 004 | 58 703 | 32,9% |
Рентабельность EBITDA | 15,7% | 14,1% | 1,6 п.п. |
Операционная прибыль | 63 254 | 44 107 | 43,4% |
Рентабельность опер. прибыли | 12,8% | 10,6% | 2, 2 п.п. |
Прибыль / (убыток) за период | 38 826 | (6 494) | - |
Рентабельность чистой прибыли | 7,8% | - | - |
Выручка
Млн руб., если не указано иное | 2016 г. | 2015 г. | Изменение |
Выручка от пассажирских перевозок | 421 377 | 349 574 | 20,5% |
в т.ч. регулярные перевозки | 403 760 | 343 428 | 17,6% |
чартерные перевозки | 17 617 | 6 146 | х2,9 |
Выручка от грузовых перевозок | 12 589 | 9 631 | 30,7% |
Прочая выручка | 61 914 | 55 968 | 10,6% |
Выручка итого | 495 880 | 415 173 | 19,4% |
Выручка Группы «Аэрофлот» за 2016 год увеличилась на 19,4% по сравнению с прошлым годом и составила 495 880 млн руб.
Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 17,6% и составила 403 760 млн руб., что связано с ростом пассажиропотока Группы по итогам 2016 года на 10,3% по сравнению с прошлым годом, а также изменением среднего курса рубля за указанный период по отношению к иностранным валютам, что определило рост международной выручки, номинированной в иностранной валюте.
Выручка от чартерных перевозок увеличилась почти в 3 раза до 17 617 млн руб., в том числе в связи с ростом объема операций в данном сегменте после запуска чартерной программы авиакомпании «Россия».
Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 30,7% по сравнению с прошлым годом до 12 589 млн руб. на фоне поступления дальнемагистральных воздушных судов в парк Группы и роста объема перевозок грузов и почты на 31,6%.
Прочая выручка увеличилась на 10,6% по сравнению с прошлым годом до 61 914 млн руб., что в основном обусловлено ростом номинированных в иностранной валюте доходов по соглашениям с авиакомпаниями вследствие изменения валютного курса, а также увеличением доходов от банков по программе «Аэрофлот Бонус».
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 2016 г. | 2015 г. | Изменение |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 87 227 | 75 186 | 16,0% |
Расходы на оплату труда | 64 682 | 55 619 | 16,3% |
Расходы по операционной аренде | 59 563 | 44 415 | 34,1% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 38 236 | 32 042 | 19,3% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 30 294 | 26 084 | 16,1% |
Амортизация и таможенные пошлины | 14 750 | 14 596 | 1,1% |
Прочие расходы | 36 292 | 28 742 | 26,3% |
Операционные расходы за исключением авиационного топлива | 331 04 4 | 276 684 | 19,6% |
Расходы на авиационное топливо | 101 582 | 94 382 | 7,6% |
Операционные расходы итого | 432 62 6 | 371 066 | 16,6% |
Расходы на авиационное топливо за 2016 год увеличились на 7,6% по сравнению прошлым годом и составили 101 582 млн руб. Незначительный рост расходов на авиационное топливо, несмотря на рост объема перевозок и налета часов, обусловлен снижением средних цен на авиатопливо в рублях за указанный период и реализацией Группой мер по повышению топливной эффективности, определивших улучшение показателей удельного потребления топлива.
Операционные расходы, за исключением расходов на авиационное топливо, увеличились на 19,6% по сравнению с прошлым годом до 331 044 млн руб.
Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров составили 87 227 млн руб., увеличившись на 16,0% по сравнению с прошлым годом. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 13,6%, в основном за счет расширения масштабов деятельности и объемов перевозок. Дополнительное влияние на данную статью расходов оказало повышение тарифов рядом российских аэропортов.
Расходы на оплату труда увеличились на 16,3% по сравнению с прошлым годом до 64 682 млн руб. в основном в результате индексации заработной платы отдельным категориям работников с начала 2016 года, а также в связи с приемом на работу более 4 тыс. сотрудников «Трансаэро».
Расходы по операционной аренде воздушных судов составили 59 563 млн руб., увеличившись на 34,1% по сравнению с прошлым годом, в основном за счет изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в иностранной валюте). Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 24,2%. Дополнительное влияние на размер расходов по операционной аренде оказали расширение парка воздушных судов (чистое увеличение числа воздушных судов в операционной аренде составило 37 самолетов или 18,5% по сравнению с 31 декабря 2015 года), а также рост средней трехмесячной ставки LIBOR за отчетный период до 0,74 против средней ставки 0,3 за аналогичный период прошлого года.
Расходы на техническое обслуживание воздушных судов увеличились на 19,3% по сравнению с прошлым годом до 38 236 млн руб. Без учета эффекта валютного курса данные расходы выросли на 13,6% на фоне увеличения производственного налета часов и дополнительных расходов на подготовку воздушных судов к выводу из парка.
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы увеличились на 16,1% по сравнению с прошлым годом и составили 30 294 млн руб. Увеличение расходов по данной статье связано с ростом коммерческих и маркетинговых расходов, привязанных к иностранным валютам, а также развитием ИТ-инфраструктуры. Без учета эффекта валютного курса данные расходы увеличились на 11,2%.
Расходы на амортизацию и таможенные пошлины увеличились на 1,1% по сравнению с прошлым годом и составили 14 750 млн руб.
Прочие расходы увеличились на 26,3% до 36 292 млн руб. по сравнению с прошлым годом, что связано с ростом расходов на глобальные дистрибутивные системы вследствие увеличения рублевого эквивалента валютных затрат, а также начислением дополнительных резервов по просроченной дебиторской задолженности.
В результате влияния вышеуказанных факторов операционная прибыль Группы «Аэрофлот» за 2016 год составила 63 254 млн руб. (12,8% от выручки). Показатель EBITDAR составил 137 567 млн руб. при увеличении рентабельности на 2,9 п.п. до 27,7%. Показатель EBITDA составил 78 004 млн руб. при увеличении рентабельности на 1,6 п.п. до 15,7%.
Неоперационные прибыли и убытки
Млн руб., если не указано иное | 2016 г. | 2015 г. | Изменение |
Операционная прибыль | 63 25 4 | 44 107 | 43,4% |
Убыток от продажи и обесценения инвестиций, нетто | (2 935) | (9 159) | (68,0%) |
Финансовые доходы | 19 802 | 15 811 | 25,2% |
Финансовые расходы | (9 443) | (28 556) | (66,9%) |
Реализация результата хеджирования | (12 310) | (23 746) | (48,2%) |
Доля в финансовых результатах ассоциированных предприятий | 12 | (17) | - |
Результат от выбытия компаний | (5 099) | - | - |
Прибыль / (убыток) до налогообложения | 53 281 | (1 560) | - |
Расход по налогу на прибыль | (14 455) | (4 934) | х2,9 |
Прибыль / (убыток) за период | 38 826 | (6 494) | - |
Финансовые доходы за 2016 год увеличились на 25,2% по сравнению с прошлым годом до 19 802 млн руб. в основном за счет прибыли по курсовым разницам, основная сумма которой включает эффект от возврата авансовых платежей по поставкам воздушных судов.
Финансовые расходы снизились на 66,9% по сравнению с прошлым годом до 9 443 млн руб., что в основном связано с признанием убытка по производным финансовым инструментам в результате закрытия сделок в 2015 году.
Убыток от реализации результата хеджирования составил 12 310 млн руб. и обусловлен исполнением обязательств по финансовым инструментам, отраженным в капитале, а также реализованным результатом хеджирования выручки в долларах США лизинговыми обязательствами в той же валюте.
В результате влияния вышеуказанных факторов чистая прибыль Группы «Аэрофлот» по итогам 2016 года составила 38 826 млн руб.
Долговая нагрузка
Млн руб., если не указано иное | 31.12.2016 | 31.12.2015 | Изменение |
Кредиты и займы | 20 367 | 68 460 | (70,2%) |
Финансовая аренда | 122 736 | 164 524 | (25,4%) |
Пенсионные обязательства | 805 | 745 | 8,1% |
Общий долг | 143 90 8 | 233 729 | (38,4%) |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 37 795 | 36 610 | 3,2% |
Чистый долг | 106 11 3 | 197 119 | (46,2%) |
Чистый долг/EBITDA | 1,4х | 3,4х | - |
Общий долг по состоянию на 31 декабря 2016 года снизился на 38,4% по сравнению с показателем на 31 декабря 2015 года и составил 143 908 млн руб. Снижение долговой нагрузки связано с выплатами кредитов и займов, как плановыми, так и досрочными, с переоценкой обязательств по финансовой аренде вследствие изменения курса рубля к доллару США на 31 декабря 2016 года по сравнению с 31 декабря 2015 года, а также с уменьшением количества воздушных судов в финансовой аренде на 9 самолетов (или 15,8%) по сравнению с 31 декабря 2015 года.
По состоянию на 31 декабря 2016 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным Группе «Аэрофлот» в крупнейших российских и международных банках, составлял 87,9 млрд руб.
Контакты для инвесторов: Аэрофлот Отдел по связям с инвесторами +7 (495) 258-06-86
| Контакты для СМИ: Аэрофлот Пресс-служба +7 (495) 752-90-71 +7 (499) 500-73-87 +7 (495) 753-86-39
|
[1] EBITDAR = EBITDA + расходы по операционной аренде. EBITDA = прибыль от операционной деятельности + амортизация + таможенные пошлины.